Налоговая декларация за 2025 год: кто обязан, сроки, нельзя пропустить
Многие наёмные работники не обязаны заполнять и подавать налоговую декларацию, поскольку с них и так ежемесячно автоматически взимается подоходный налог. Данная обязанность распространяется только на тех жителей Германии, для которых в 2025 году действовал хотя бы один из перечисленных ниже критериев.
Обязательная подача
– получение необлагаемых подоходным налогом дополнительных доходов (unversteuerte Nebeneinkünfte) в сумме более 410 евро
– получение государственных пособий по безработице (Arbeitslosengeld), неполной занятости (Kurzarbeitergeld), болезни (Krankengeld) или пособия для родителей (Elterngeld) в размере более 410 евро
– наличие нескольких работодателей одновременно при отнесении к налоговому классу 6
– совместное налогообложение работающих супругов (Zusammenveranlagung) при комбинации налоговых классов 3/5 или 4/4 mit Faktor
– учет необлагаемого подоходным налогом минимума (Lohnsteuerfreibetrag) с предварительной подачей заявления на предоставление налоговых льгот (Lohnsteuer-Ermäßigung)
– получение доходов от самостоятельной трудовой деятельности (Selbstständige), предпринимательской деятельности (Gewerbetreibende), сдачи внаем или в аренду (Vermieter), занятия сельским хозяйством (Landwirt) или в форме пенсий (Rentner), если соответствующие доходы превысили необлагаемый подоходным налогом минимум в 12.096 евро.
Предельные сроки
Лицам, обязанным подавать налоговую декларацию и заполняющим ее самостоятельно, надлежит подать декларацию за 2025 год до 31 июля 2026. При запаздывании с подачей декларации грозит пеня (Verspätungszuschlag) в размере 0,25% установленного подоходного налога, но не менее 25 евро за каждый просроченный месяц и не более 25000 евро. При обращении к консультанту по налогам (Steuerberater) или в Общество помощи налогоплательщикам (Lohnsteuerhilfeverein) срок подачи декларации продлевается до 28 февраля 2027. Лица, оформляющие налоговую декларацию добровольно, могут подать декларацию за 2025 год до 31 декабря 2029.
Важнейшие изменения
В 2025 году наиболее серьезным изменением в сфере налогообложения стало прежде всего повышение необлагаемого налогом минимума доходов до 12.096 евро. Людям, ушедшим в 2025 году на заслуженный отдых, следует учитывать, что подоходным налогом будет облагаться 83,5% начисленной им пенсии.
Для лиц, которые в 2025 году впервые получили пенсию для государственных служащих или корпоративную пенсию (Beamten- oder Betriebspensionen), необлагаемый налогом минимум (Versorgungsfreibetrag) снова уменьшился и составил 13,2% пенсии, однако не более 990 евро, а соответствующая надбавка (Zuschlag zum Versorgungsfreibetrag) уменьшилась до 297 евро. Таким образом, суммарно вы можете не платить налоги максимум с 1.287 евро.
Налоговая математика
При заполнении многих граф налоговой декларации не учитываются цифры, стоящие после запятой. Однако в налоговой математике действуют собственные правила округления, позволяющие несколько сэкономить на подоходном налоге.
Доходные центы
Большинство формуляров налоговой декларации не предоставляют возможности при указании сумм в евро вносить цифры после запятой, то есть центы. Это касается прежде всего профессиональных расходов, связанных с получением дохода (Werbungskosten), особых расходов (Sonderausgaben), непредвиденных и чрезвычайных расходов (außergewöhnliche Belastungen) и налоговых льгот (Steuerermäßigungen). Заполнение налоговой декларации в цифровой форме через Elster вообще не предусматривает возможности вносить суммы в центах. Но те, кто внимательно читал Elster-Hilfe, несомненно, заметили предложение «Cent-Beträge runden Sie bitte zu Ihren Gunsten auf volle Euro-Beträge auf oder ab, wenn die Formatbeschreibung vor dem Feld nicht ausdrücklich die Eintragung von Cent-Beträgen vorsieht» – «Пожалуйста, округляйте суммы в центах в свою пользу до полных евро, если формат поля не предусматривает внесения центов». Таким образом, в налоговой декларации расходы округляются до следующего полного евро, а доходы – до предыдущего. Человек, пожертвовавший 100 евро и 1 цент, вправе указать в налоговой декларации сумму в 101 евро, а получивший 100,99 евро от сдачи внаем или в качестве компенсации от больничной кассы, – округлить сумму до 100 евро. При сложении многих отдельных позиций округлению подвергается не сумма по каждой из них, а общий результат.
Программы и правила
Налоговые программы и Apps используют соответствующие правила округления и автоматически делают это в пользу налогоплательщика, а также вносят все возможные паушальные суммы, для которых не требуются подтверждающие документы. Если же реальные расходы превышают соответствующие паушальные суммы, программное обеспечение отдает предпочтение фактическим расходам.
Как налоговые программы, так и финансамт округляют и окончательную сумму. В Германии уже более 20 лет действует правило, согласно которому облагаемый подоходным налогом доход округляется до полного евро.
Случается, что сумма дохода, рассчитанная финансамтом, не совпадает с результатом, представленным налогоплательщиком. При незначительных отклонениях (Mini-Abweichungen) действует Положение о незначительных суммах (Kleinbetragsverordnung). В соответствии с ним, при отклонениях в размере до 10 евро в пользу налогоплательщика или до 25 евро в пользу государства извещение финансамта о размере подоходного налога (Steuerbescheid) не пересматривается и не изменяется.
В то же время при определении Entfernungspauschale в качестве кратчайшего расстояния между домом и работой финансамт учитывает только число полных километров. К примеру, расстояние в 19,9 км будет округлено не до 20 км, как это делается в математике, а всего до 19.
Читайте также:
- Налоговые декларации и обязательства. Журнал «Партнёр», 2022, № 10. Автор Е. Харди
- Налоговая декларация пенсионера. Журнал «Партнёр», 2025, № 10. Автор О. Филимонов
- Эффект правильно поданной налоговой декларации. Журнал «Партнёр», 2020, № 6. Автор О. Филимонов



























































Die Administration der Seite partner-inform.de übernimmt keine Verantwortung für die verwendete Video- und Bildmateriale im Bereich Blogs, soweit diese Blogs von privaten Nutzern erstellt und publiziert werden.
Die Nutzerinnen und Nutzer sind für die von ihnen publizierten Beiträge selbst verantwortlich
Es können nur registrierte Benutzer des Portals einen Kommentar hinterlassen.
Zur Anmeldung >>